Проект «СМК-консультант»                            E-mail: smk.consultation@gmail.com                                8 800 201-26-75

 

 

 

Наилучшие практики для Вашей

системы менеджмента качества

Главная     Карта сайта     О проекте     Услуги     Наборы СТО     Библиотека     Стандартизация     Вопрос-ответ

 

 Вопрос-ответ

        Вопросы направлять строго по электронному адресу: smk.consultant@yandex.ru с пометкой в поле письма «Тема» - «Вопрос-ответ» или «Консультация».

         Тематика вопросов: всё, что Вы хотите узнать о СМК; взаимодействие с ВП (другими контролирующими организациями) в рамках СМК; особенности требований межгосударственных, национальных и государственных военных стандартов применительно к СМК. При подготовке вопросов желательно указывать стандарты (НД) на соответствие которым сертифицирована Ваша СМК.

         Консультации проекта «СМК-консультант» не претендуют на истину в последней инстанции, но ответы излагаются с максимальной опорой на нормативную документацию, с «шершавым» языком которой трудно спорить.

         Ответы на вопросы Вы получите в срок до 10 дней на электронный адрес, с которого направлен вопрос.

        Вопросы с ответами, которые на наш взгляд, представляют интерес для остальных посетителей сайта, будут публиковаться на данной странице без указания реквизитов лица (организации), задавшего вопрос.

        Стиль изложения и орфография вопросов не изменены.


0008

Вопрос. Был испекционный контроль СМК. Получили в числе остальных несоответствие пункту 9.1.1 ГОСТ Р ИСО 9001: не определили, что полдежит мониторингу и измерениям, а также сопутствующее этому (методы, когда проводить и аналировать). Но это же по объему вся СМК! Подскажите, как выкрутиться.

Ответ. Неплохо было бы дословно привести запись аудитора по несоответствию. Но и так, понятно, что у Вас - ошибка, типичная для многих организаций. Исправляется достаточно несложно:
1 Проанализируйте Ваши объекты мониторинга и измерений, они у Вас наверняка разбросаны по разным СТО (как и методы).
2 Постарайтесь свести результаты анализа в единый документ, в качестве примера посмотрите наш типовой «Перечень объектов (элементов), подлежащих мониторингу и измерениям в СМК организации»  скачать
3 Получившийся документ введите приложением в Руководство по качеству, не забыв сделать на него ссылку в РК.


0007

Вопрос. Куда денете Ваши рекомендации по внедрению изменения № 1 ГОСТ РВ 00150022012 после скоропостинжой отмены этого изменения?

Ответ. Как обычно, выбросим в пропасть.
А если серьёзно, оставим упомянутые рекомендации для истории в нашей библиотеке.
По поводу напрасного труда организаций по внедрению изменения № 1, попробуем порекомендовать изящное разрешение ситуации.
Исходя из объема выполненных работ, можно условно разделить организации на группы:
а) не ведающие об изменении № 1;
б) подготовившие планирующие документы по внедрению;
в) внедряющие изменение;
г) внедрившие изменение.
Самым счастливым (это представители группы А) нам остается только позавидовать.
Организациям групп Б, В рекомендуем подготовить приказ по организации (согласованный с ВП) об отмене планирующих документов или отмене работ по внедрению.
Организациям группы Г целесообразно ознакомиться с нашими рекомендациями (скачать), учитывая, что изменение № 1 практически не вводило ничего, что бы потребовало дополнительных затрат и отразилось на продукции.


0006

Вопрос. Надеялись на Вас при внедрении ISO 9001:2015, приобрели СТО по рискам, вместе с ним получили гемор в виде необходимости оформления кучи дополнительных документов. Зачем все так сложно, Вы ведь представляете, что занимается этим на предприятии один человек, да сомнения есть: зачем работа по ГОСТ Р 31000, ведь его использование ISO 9001 не требует?

Ответ. Отчасти принимаем претензию. При разработке СТО 87654321-105 было много сомнений по его структуре. Но, большой опыт работ в области СМК, позволил предположить, что наши адаптирующие стандарты (СМК автопрома, газпрома, жел.дор. и конечно ОПК) не будут игнорировать применение ГОСТ серии 31000. А теперь, посмотрите что в новом ГОСТ Р 581392018 «СМК. Требования к организациям автомобильной промышленности»? Правильно, ссылки на ГОСТ Р ИСО 31000 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» и любимый автомобилистами FMEA (ГОСТ Р 51814.22001).
Так что, если Вы работаете в организации, производящей продукции для вышеуказанных «промов», нужно привыкать работать с учетом ГОСТ серии 31000 (СТО 87654321-105).
А если Вы лишены такого «удовольствия», скачивайте и внедряйте упрощенный (но полностью соответствующий ГОСТ Р ИСО 9001–2015) вариант управления рисками: СТО 87654321-105/2-2018 (Word, 1 МБ, скачать), там же рекомендации по адаптации этого варианта к остальной СМК, изначально «заточенной» под СТО 87654321-105.


0005

Вопрос. Плучили ГОСТ РВ 0015-308-2017. При внедрении ахнули по поводу п. 4.9, цитирую: «При входном контроле допускается проводить проверку (испытание) изделий и материалов (сырья) в условиях и режимах, не предусмотренных в ТУ на изделия и материалы (сырье). В этом случае в Перечень должны быть внесены соответствующие указания.» Теперь все можно??? Как Вы думаете внести это в стандарт по вх. контролю?

Ответ. Нам тоже понравилась эта редакция. Конечно же это опечатка:
- сравните с аналогичным пунктом ГОСТ 242972013: «5.12 При верификации при необходимости допускается проводить испытания комплектующих изделий в условиях и режимах, предусмотренных НД, при этом в перечне продукции, подлежащей верификации, должны быть приведены соответствующие указания»;
- сравните с аналогичным пунктом ГОСТ РВ 00153082011: «4.10 При входном контроле допускается проводить проверку (испытание) изделий в условиях и режимах, предусмотренных в ТУ на изделия. В этом случае в перечень изделий, подлежащих входному контролю, должны быть внесены соответствующие указания»;
- обратите внимание на пункт ГОСТ РВ 00153082017 «4.8 При необходимости потребитель может проводить дополнительные проверки (испытания) изделий и материалов (сырья), не предусмотренные установленными требованиями. В этом случае объем и методы (методики) дополнительных проверок (испытаний) согласовывают с поставщиком и ВП (при наличии) при поставщике и потребителе изделий и материалов (сырья)».
На наш взгляд, всё очевидно, ждем поправку к ГОСТ РВ 00153082017...


0004

Вопрос. Как все-таки быть с выполнением требования п. 7.5.1.11 ГОСТ РВ 0015-002 «... - наличие у организации полных комплектов конструкторской и технологической документации изделия с литерой «А»? Скоро очередной инспекционный, а у нас литера О1....

Ответ. В соответствии с абзацем 5 раздела 1 ГОСТ РВ 00150022012 при установившемся серийном производстве допускается отсутствие у организации полного комплекта конструкторской и технологической документации изделия с литерой «А» (п. 7.5.1.11) в соответствии со спецификой организации (например: производство мелкосерийное - смотри п.6.16 ГОСТ РВ 15.301) и что это не повлияет на способность или ответственность организации обеспечивать качество продукции, отвечающей требованиям заказчиков и соответствующим обязательным требованиям
Нужно просто это исключение обосновать в документации СМК.
Кроме того, в проекте изменения № 1 к ГОСТ РВ 00150022012 это требование заменено следующей редакцией «... - наличие у организации полных комплектов конструкторской и технологической документации изделия с литерой, определенной заказчиком»
Смотреть проект изменения


0003

Вопрос. Нужно ли включать в заявление о соответствии поставляемой оборонной продукции номеров изделий (соответственно и партий)?

Ответ. Необходимость принятия организациями заявлений о соответствии поставляемой оборонной продукции установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 1036. В соответствии с этим же Постановлением Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2013 г. № 6 установлена форма заявления, порядок его заполнения и регистрации.
В вышеуказанных документах нет прямых требований о включении в Заявление идентификационных данных продукции (номера изделий и партий).
Однако, как показывает практика, включение таких данных необходимо, если только по госконтракту не поставляется одно изделие или оказывается одна услуга, которые однозначно идентифицируются по данным госконтракта.
Пример: На изделие оформлена рекламация и оно возвращено Вашему предприятию для работ по ГОСТ РВ 15.703. Очевидно, что его необходимо исключать из заявления, которое оформлено на несколько изделий (или партий изделий) и, после восстановления оформлять новое. Без указания номеров и партий изделий в заявлении такую процедуру выполнить весьма неудобно и затруднительно.
Порядок заполнения и регистрации заявления можно посмотреть в типовом СТО 12345678-174, пример заполненного заявления - здесь.


0002

Вопрос. Какой нормативный документ устанавливает виды приемок для компонентов: ВП5, ВП7 и т.д.?

Ответ. Вопрос, что называется, не совсем по теме, но попробуем ответить. Может существуют и другие НД, но нам удалось найти коды вида приемки только в РД 11 20.0020-92 «Система управления качеством. Порядок формирования и представления отчётности о качестве и надёжности изделий электронной техники»:
1 - для изделий с приёмкой ОТК в обычном и тропическом неэкспортном исполнении;
2 - для изделий с приёмкой ОТК в тропическом и нетропическом экспортном исполнении;
5 - для изделий с приёмкой Генерального заказчика в обычном и тропическом неэкспортном и экспортном исполнении;
6 - для изделий, поставляемых по специальным групповым дополнениям к ТУ (СГД);
7 - для изделий с индексом «ОСМ»;
9 - для изделий с индексом «ОС».

Определения для изделий категорий качества «ВП», «ОС», «ОСМ», «ОСД» приведены в ГОСТ РВ 20.39.41197 «Комплексные системы общих технических требований и контроля качества. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические военного назначения. Общие положения».


0001

Вопрос. Военное представительство, при согласовании руководства о качестве, выдвигает требование об отнесении к документированным процедурам таких процедур, как например:
- планирования и проведения работ по постановке военной продукции на производство;
- проверки и обеспечения качества выполнения технологических процессов (операций).
Правомочно ли это требование?

Ответ. Данное требование ВП неправомочно. Очевидно, что ВП при выдвижении подобного требования, невнимательно изучило ГОСТ РВ 00150022012. В данном стандарте предусмотрены:
- документированные процедуры (п.4.2.3; 4.2.4; 7.2.2.1; 7.5.4.2; 7.6.13; 8.2.2; 8.3; 8.5.2; 8.5.3);
- документально оформленные процедуры;
- процедуры;
- документально оформленный порядок;
- порядок.
Упомянутые в Вашем вопросе действия относятся к документально оформленным процедурам:
- планирование и проведение работ по постановке военной продукции на производство (п.7.5.1.1);
- проверка и обеспечение качества выполнения технологических процессов (операций) (п.7.5.1.9).
Напоминаем, что в п.4.2.1 ГОСТ РВ 00150022012 указано: «Там, где в настоящем стандарте встречается термин «документированная процедура», это означает, что процедура разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии.»
Таким образом мы видим, что документально оформленные процедуры строго по тексту ГОСТ РВ 00150022012 не относятся к документированным процедурам.
Полный перечень документированных, документально оформленных процедур и процедур; документально оформленных порядков и порядков приведен здесь.

На главную


© Все права защищены. СМК-консультант.рф. 2018-2019